Особенности национальной бани
У настоящего русского человека испокон веков сложилась традиция отмечать 31 декабря в старой национальной бане. Обо всех особенностях национальной русской бани и пойдет речь в нашей предновогодней статье.
Неоднократно в предновогодние праздники можно услышать реплику: «31 декабря мы традиционно из года в год с друзьями ходим в баню…» — и правда, встречать Новый Год в парилке мало того что приятно, так еще и полезное!
На протяжении веков не представлял себя русский человек без бани. Омовение в ней – не только и не столько обычная санитарная процедура, а традиция, складывавшаяся веками. Первое упоминание о русской бане мы находим в «Повести временных лет», где автор описывает впечатления апостола Андрея, лицезревшего картину банной помывки наших предков-славян.
Традиция русской парной немногим изменилась со времен великого святого. Русская баня все также представляет собой бревенчатый сруб, состоящий из небольшого помещения — парной, полка-лежанки и печи, где разложены докрасна нагревающиеся камни. Люди богатые порой возводили бани огромных размеров, где была раздевалка, комната для помывки и отдельная парная. Однако суть при этом оставалась прежней.
Любили наши предки строить бани у берегов рек либо озёр. Это позволяло сразу после парной окунуться в холодную воду, дабы потом вернуться и продолжить парение. Если же такой возможности не было, в помещение ставили бочку, наполненную холодной водой, которой обливались. Нагревали воду в обожженных глиняных горшках, а позднее – в металлических ведрах. Нередко ставили также ёмкость с полынным настоем, в котором вымачивали берёзовый веник. Для мытья также использовали деревянные шайки. Изготавливалась вся деревянная утварь бани, как правило, из берёзы. Этот же вид древесины считался лучшим топливом. Берёзовые дрова обеспечивали «хороший дух» и давали достаточное количество жара. В этом заключаются основные особенности национальной бани.
Первые русские бани топились «по-чёрному», то есть в них отсутствовала банная труба. Собственно, именно от них и пошло название «банный дух» — лёгкий аромат копоти, совмещенный с насыщенным паром. Суть топки подобной парилки была в том, что сначала печь разогревали до высокой температуры, после чего помещение проветривалось.
Жар, даваемый углями, сохранялся в течение долгого времени, позволяя хорошенько попариться всей семье. Нередко печь-каменка оснащалась и собственным котлом, где нагревалась вода для помывки. Название «баня по-чёрному» пришло к нам от того, что копоть печи осаждалась на потолке помещения, создавая постоянный тёмный слой сажи. Надо сказать, что такой тип бань дожил и до нашего времени. Многие заядлые парильщики предпочитают именно такую баню благодаря особому аромату, сильно отличающемуся от бань с выводом дыма.
Баня «по-белому» отличается от своего «чёрного» собрата наличием дымохода. Сейчас такой тип построек наиболее распространён, в первую очередь, благодаря своей высокой пожаробезопасности и меньшему количеству процедур, предшествующих помывке. Кроме того, в парилке такого типа пар более чистый и лёгкий. Так что выбор типа банного помещения зависит от личных предпочтений членов семьи.
Весьма важной особенностью является и использование косметики для национальной бани. Так, на камни может выливаться настой трав, различные ароматические масла. Некоторые любители парилки используют для этой цели также пиво или квас, что тоже придает пару особый дух. Нередко настой трав, как уже говорилось выше, используется и для вымачивания банных веников. Последние, в свою очередь, могут быть берёзовыми (классический вариант) либо дубовыми. В частности, использование дубового веника дает также свой аромат в общую палитру «банного духа».
В настоящее время все большее распространение получают «сухие» или «влажные» бани, в которых каменка топится газом. Однако истинные любители банной традиции предпочитают классическую русскую дровяную баню, считая её пар более естественным и целебным. Ведь именно традиционная преемственность банного мастерства является основой русской культуры. Поход в баню – своего рода причастие к древней традиции славянских народов, ощущение русского бытия, сознания и духа.