Выбор арматуры для фундамента, а также способы вязки
Создание фундамента для бани процесс не простой, он требует внимательного отношения и изучения всех деталей. Любой начинающий строитель имеет общие представления о создании фундамента и знает о этапах работы, но в этой статье мы бы хотели подробно остановиться на таком моменте как выбор материалов.
Если бетонный раствор или сыпучие материалы можно просто заказать и вам их привезут домой или даже уложат в котлован, то арматуру придется выбирать самостоятельно и вязать ее между собой тоже ваша задача.
Поэтому мы решили рассказать обстоятельно и полно о том, как правильно выбирать арматуру для фундамента бани и какие способы вязки металлических прутьев существуют. На современном рынке представлено множество видов этого материала, поэтому малоопытный строитель может растеряться и приобрести недешевый, но совсем ненужный товар. Изучив предложенный нами материал, вы будете готовы к походу в магазин, а также будете знать точно, как надо работать с арматурой и как создать качественный и правильный каркас для фундамента.
Тут же стоит заметить, что армирование фундамента вещь обязательная, и пренебречь ею не получиться. Дело в том, что только правильное армирование позволяет фундаменту стать настоящей опорой для любого строения без металлического каркаса бетонная конструкция невероятно быстро придет в негодность и потеряет свои эксплуатационные качества. На первый взгляд и даже в течение первого года фундамент без армирования не показывает никаких отличий от армированного собрата. Но после второй осени и зимы начнутся проблемы, которые приведут не только к деформации фундаментной основы, но и к разрушению всего строения. Поэтому даже если вы задумали строить совсем небольшую баньку с мелкозаглубленным фундаментом, все равно его придется так или иначе армировать.
Какие виды арматуры бывают
Для начала надо сказать, что современные технологии коснулись и такой области как строительство и тут уже давно появились новые материалы. Арматура сегодня представляет собой не только металлические прутья, современный рынок предлагает строителю и пластиковую арматуру и стекловолокно и композитные детали. Многообразие предложений дает обывателю возможность подобрать для своей работы оптимальный вариант, который устроит его по всем показателям:
- По цене.
- По эксплуатационным качествам.
- По надежности.
- По простоте в работе.
Сегодня, каждый владелец бани может выбирать хочет ли он возиться с тяжелой металлической арматурой и предпочтет легкую и простую композитную альтернативу. Вопрос выбора в этих случаях в основном упирается в ценовой разброс, каждый выбирает то, что ему по карману. Но чтобы упростить вашу задачу надо сказать несколько слов о каждом виде современной арматуры:
Арматура из стеклопластика – этот вид материала в девять раз легче своей металлической альтернативы и в два раза прочнее ее. Такой вариант армирования совершенно не подвергается коррозии и может оставаться в первозданном виде до семидесяти лет. Кроме того, стеклопластик примерно на двадцать процентов дешевле стального собрата. Применяется стеклопластик при любых фундаментных работах, начиная от небольшого бытового строительства и заканчивая большими жилыми и промышленными зданиями.
Стальная арматура – это проверенный многими поколениями строителей материал, который показывает надежные и качественный результаты. Если работать со стальными прутьями по технологии и соблюдать все предписания, то армированный ими фундамент прослужит с гарантией пятьдесят лет и более. Особенностями материала являются: подверженность коррозии, большой вес, трудности в работе с ним. Кроме того, цена такой арматуры вопреки популярности немаленькая, а также к таким прутьям требуются дополнительные проволоки для вязки, которые тоже стоят денег. Для работы с такими деталями требуется специальный инструмент, который есть не у каждого.
Готовая арматурная сетка – она может выполняться как из стали, так и из композитных материалов, выбирать вам. Используют такую сетку в основном в монолитных фундаментах, и ее основное преимущество состоит в том, что прутья уже надежно скреплены между собой в заводских условиях и вам остается ее только уложить в два параллельных слоя. Если сравнивать ее с самодельным каркасом, то она показывает более надежную прочность и качество на долгие годы.
Выбор остается всегда за вами мы лишь предлагаем информацию к размышлению. Кроме того, часто бывает так, что у хозяев от строительства дома остаются какие-то материалы и конечно целесообразнее использовать их, чем приобретать новые, пусть даже лучшего качества. Поэтому думайте и решайте, а мы продолжим.
Сколько арматуры нужно для фундамента
Поскольку доставить арматуру на собственном легковом автомобиле непросто, вам, скорее всего, придется нанимать специальный транспорт. И вот чтобы не ездить за материалом несколько раз и тратить на это деньги, необходимо соответственно точно рассчитать нужное количество материала и с этими цифрами отправляться за покупками.
Расчет арматуры на первый взгляд кажется невероятно сложным мероприятием, поэтому многие строители даже не пытаются его провести и покупают детали «на глазок», но это не правильно. Да, расчет займет у вас некоторое время, но он позволит значительно оптимизировать денежные средства и сэкономить драгоценное время, а в хозяйственных делах эти показатели очень важны. Поэтому вооружитесь бумагой и карандашом, а также калькулятором и приступим к подсчетам. Для начала приведем основные показатели, на которые мы будем ориентироваться:
- Для фундамента бани необходимо использовать только арматуру сечением в 10 мм, то есть А3.
- Если, что бывает крайне редко, грунты очень неустойчивые или существуют другие неприятности, то можно использовать материал сечением 14 мм или 12 мм.
- При создании ячеистого каркаса, размеры ячейки, как правило, составляют 20 см на 15 см.
- Для создания монолитного фундамента используются два параллельных каркаса, поэтому материала понадобиться в два раза больше.
- Для ленточного фундамента можно использовать арматуру сечением, как 10 мм так и 12 мм.
- Ленточный фундамент армируется всегда в два пояса, то есть каркас будет состоять из двух уровней.
- Ячейка ленточного варианта может иметь размера до 50-60 см на 20-30 см.
- Для столбчатого (свайного) фундамента чаще используют арматуру сечением в 10 мм.
- В столбчатом методе прутья устанавливают с шагом по десять сантиметров.
- Горизонтальные пересечения в столбовом методе устанавливают через каждые 50-60 см.
Как ни парадоксально, но арматура высчитывается не в метрах, а в тоннах и продают ее именно в таких измерениях. Поэтому для расчета нам нужно пересчитать длину всех деталей нашего фундамента, с учетом обвязки и применения поясов и перевести полученный результат из метров в тонны. Для этого можно использовать следующую таблицу:
Диаметр арматуры |
Вес арматуры 1 п.м. (кг) |
Метры, в тонне арматуры |
|
0,4 | 2 531 |
|
0,64 | 1 620 |
|
0,93 | 1 126 |
|
1,26 | 826 |
|
1,66 | 633 |
|
2,13 | 500 |
|
2,6 | 405 |
После того, как вы высчитаете необходимое вам количество тонн, и определитесь с типом материала, можно будет отправляться за покупками. При приобретении деталей для фундаментных работ не стоит забывать и об обвязке, она может быть металлической, а может быть пластиковой, в зависимости от вашего выбора. Обвязки нужно будет много, ее надо покупать обязательно с запасом, так как она может портиться и приходить в негодность во время работы. Стоит она довольно дешево, поэтому отдельно проводить расчеты нецелесообразно, достаточно просто купить ее в больших количествах.
Как вязать арматуру
После того, как вы приобретете достаточное количество выбранной вами арматуры, и определите день для работы, вам необходимо будет ее тщательно связать в определенный каркас и только после этого уложить в опалубку. Существует несколько видов вязки и для каждого типа фундамента она своя, поэтому мы в статье расскажем обо всех методах и опишем ход работы. Надо сразу сказать, что каркас связывается за пределами траншеи – на земле и только готовые его части или он весь целиком укладывается в опалубку.
Итак, расскажем о том, чем связывают между собой прутья арматуры:
- Для работы можно использовать стальную проволоку сечением 1,2 – 1,4 см, большим сечением брать не стоит, так как с ним тяжело работать. ( если проволока плохо гнется, то ее можно нагревать над костром, тогда она станет значительно пластичнее)
- Самым простым в работе является пластиковый хомут с петлей, его вяжут без дополнительных инструментов, что очень ускоряет процесс. (зимой использовать этот метод нельзя – от мороза пластик сразу приходит в негодность)
- Можно использовать металлокорд, для этого надо сжечь старые покрышки и от них останутся тонкие металлические отрезки проволоки. Такой метод позволяет значительно сэкономить, так как покрышки можно раздобыть бесплатно. (покрышки должны быть отечественного производства – в импортных часто используют пластик)
Кроме проволоки или хомутов для работы может понадобиться специальный металлический крючок, который можно купить на рынке или сделать самому. Некоторые умельцы делают насадку в виде крюка и устанавливают ее на шуруповерт – таким образом, скорость работы становится в два раза быстрее. Но все эти методы требуют хотя бы небольшого опыта и определенной сноровки. Если у вас есть знакомые строители, которые вам покажут все нюансы на практике, то вы быстро научитесь.
Но если со сноровкой дела обстоят не очень хорошо, то не стоит тратить время на изобретение велосипеда, лучше обратиться к более простому методу. Сегодня в магазинах продаются специальные пистолеты для вязки арматуры – им вполне можно воспользоваться. Процесс пойдет быстрее, а результат будет аккуратным.
Для удобства работы надо сделать специальный деревянный каркаса, то есть сбить между собой перпендикулярно друг другу две доски. И укладывая на них прутья арматуры, также перпендикулярно – связывать их в месте пересечения. Для этого проволоку складываем пополам – петелькой и перевязываем ее пересечение прутьев:
- Можно просовывать два конца проволоки в петельку и загибать их за прут.
- А можно с помощью крючка перевязывать оба конца между собой.
Если вы используете пластиковые хомуты, то тут еще все проще, надо только потуже затягивать запорный механизм на хомуте и все. В заключении надо сказать, что при обвязке у вас не должны оставаться слишком длинные хвосты проволоки, так как они могут в последствие торчать из конструкции и нарушать ее целостность.